Наши лагеря

Южный снег

Рассказ и финансовый отчет команды Светы Шиковой о новогодней смене в ПВР в Ростове-на-Дону

«Наша смена была с 6 по 8 января. Это была та же база, где я была летом в команде Вики Лебедь. В этот раз ее не было, и она предложила мне организовать поездку, найти людей. Для меня это был первый опыт, сложный но интересный»

«Это база отдыха, там есть номера с ванной комнатой и туалетом. В них живут по 2-3 семьи, по 5-6 человек. Есть еще зона хостела, это когда кровати над кроватями, там около 8 человек в комнате. Всего в ПВР живет больше 200 человек, а детей заявлялось около 60. По факту мы видели 20-30 человек. Наверное, самый активный возраст – от 5 до 8 до 10. 90 процентов тех кого мы видели – это те же люди, кто был летом, и приезжали еще новые. Мы спросили откуда они, одна семья сказала: у нас только вчера сгорел дом, и вот мы здесь»

«Все думают, это еще на 1-2 года, в зависимости от того, когда кончится война. Они все собираются вернуться, а пока работают на базе, работают в городе. Им нравится там, они не хотят ничего менять»
«Организован выезд в город в школы. Они говорят, так жить удобно – детей собирает автобус и отвозит в школу, нас кормят и все под боком. У них вроде бы есть кухня, и плюс у них питание три раза в день»

«По сравнению с летом мне не удалось так много видеться со взрослыми, они просто приводили детей и уходили. Но мне показалось такое отношение, как будто привыкли, успокоились»

«По детям я старалась что-то понять. Дети, когда мы только приехали, немного как будто бы вцепились в какие-то наши вещи - а вы это подарите, а когда можно будет это забрать домой? А потом все оживились, и через несколько часов их состояние изменилось. Мне увиделось, что это как в детский дом когда приезжают – им раздают подарки и всё. А тут они поняли, что мы весь день будем с ними, будем вместе что-то делать»

«По окончанию трех дней я разговаривала с детьми. Они говорят: «Мы обычно не выходим с этой территории, а с вами мы очень рады чем-то заняться». Когда был перерыв, они просто шатаются туда-сюда по этой территории, это просто пинание снега. Там нет каких-то детских площадок и тд. Девчонки сказали, что им нечем заняться. «Вы уезжаете и мы больше не знаем, что мы будем здесь делать». Мы предложили им, чтобы они сами организовывали свои студии, осталось же много материалов»

«Родители: мне ощутилось, что они как будто с каким-то недоверием, как будто мы должны сделать что-то еще, что этого недостаточно. Но очень многие, особенно после концерта, благодарили»

«Я проходила по территории и видела, что там довольно много мужчин, они выходят покурить, почистить машину, и заходят обратно. Заняться особо нечем»

«Единственная мама, с которой удалось поговорить, сказала что квартиру пока не дают, но их все устраивает. Им дали хорошую школу, она вся новая, новые секции. Не знаю, в одной ли школе они учатся, но отзывы такие, что она вся такая по новым технологиям»

«Девочки радовались, что они попали в один класс… Словом, хорошие рассказы про школу. Может быть, у нас на юге не такое речевые различия, поэтому нет проблем адаптации в школе»

«Ребята, которые приехали в последний день - девочка нарисовала рисунок и подписалась по-украински. Ребята, которые давно уже тут живут, немного агрессивно на нее наехали, что в России так нельзя»
«Не знаю насчет детей, но я пересеклась с одной бабушкой, она остановилась такая счастливая: нас завтра повезут в церковь! А ведь было же Рождество. Там есть автобус , но дойти точно куда-то тяжело»

«Все было очень круто украшено к Новому году – и в комнатах и в коридорах. Елки во дворе все украшенные. Новый год они встречали все вместе. Там два зала – банкетный и в столовой, два больших помещения. Снег выпал в ночь на рождество, с 6 на 7! В Краснодаре-то его вообще не бывает. Такое удовольствие получили, что зиму поймали!»

«Дети дружат, дружат друг против друга, все нормально. Старшие дети в семьях, даже если им по 4-5 лет, относятся к младшим с большой опекой. Одна девочка с нами плела из бисера себе браслет. Мама привела младшего брата, и она все бросила и побежала к нему, нашла ему, что он должен заниматься с другими мальчиками. Такая маленькая хрупкая девочка заступилась за него, что он все знает! И много детей, особенно из подростков, берут на себя ответственность за младших»

«В первый день мы приехали, нам выделили конференц-зал и сказали: игровая не убрана, если хотите убирайтесь и можете использовать. Мы посмотрели и решили ограничиться только конференц-залом. Он большой, мы раздвинули столы и организовали три зоны: зона настольных игр, зона поделок. Мы решили, что каждый отвечает за свою зону, а дети свободно перемещаются»
«В первый раз с нами был Раду. Он привозил с собой собаку, она у него очень надрессирована, и он показывал ее ребятам, как с ней заниматься. Это было важно – общение с мужчиной. Получалось совсем другое пространство. Они сразу начинают создавать из картона костюмы, мечи из картона и т.д. На следующий день был Паша, и они с ним продолжили»

«Здорово что были мужчины. Мы девочки, и нам нравилось сидеть и что-то делать руками. Мы не всегда могли переключиться на активности, нужные для мальчиков»
«Нас должно было поехать из Краснодара четверо, и еще должна была быть Светлана Борисовна, но она к сожалению заболела. Фактически, на всех мы были втроем. Я сначала расстроилась, но в первый же день мне неожиданно написала девушка Юля, и она приехала на час в пятницу и на час в субботу. Она вела круговые танцы, хороводы народов мира. Это было что-то волшебное! Но в воскресенье она не могла, и приехала на целый день другая девушка, Олеся, и она конечно сильно нам помогла. Она приехала из Питера жить сюда в Ростов как раз в этот день. Мы делали это в зале. В хороводах участвовали, но немного. Они больше включались в творчество, в то чтобы что-то делать для себя. Но все равно это было классное переключение. Они подключились к колонке, и она рассказывала какой танец какого народа. В последний день мы устраивали концерт, она очень классно включилась, она сама играла в театр, у нее есть опыт таких постановок»
«Все эти дни мы включали рождественские песни, и была такая атмосфера Мастерской Санта – Клауса. Все дети останавливались, начинали петь и танцевать, и это было волшебно»

«Каждый вечер мы устраивали круг, на котором обсуждали, что мы будем делать на следующий день. И мы ехали в магазин и закупались материалами»

«Им конечно очень нравилось делать открытки, рисовать, аквагрим. Рисовали, делали приглашения на концерт. Дети сделали приглашения для всей семьи, для друзей, для знакомых, кто-то посчитал, что ему надо сделать 20 приглашений. Мы привезли простынь и с ребятами перед концертом расписывали ее акрилом, дети подключились, и получилось красиво»

«На концерте все показывали, кто что сам умеет. Никто не стеснялся, было прикольно что один готовит номер, и уже в процессе показа к нему присоединяются еще люди. Дети были с горящими глазами на сцене. Родители поддержали»

«Меня еще в первый приезд удивило, что они сами складывали команды, искали с кем будут петь и танцевать, подбирали костюмы»
«Играли в «Спящих королев» и «Имаджинариум». Сделали выставку. Там пианино настроили за 4 тыс для дочери директора ПВР, но в первый день мы не знали об этом запрете и давали ей играть… Они очень вспоминали, как приезжали летом, что делали, как раскрашивали сумки. Они их носят»

«Из негативного – когда раздавали материалы, которые оставались, была просто истерика, кому что достанется. Как будто бы они из-за того, что нет собственного дома, им хочется обладать какой-то вещью, и сам факт того, что им достается что-то материальное, это было важно»

«Мы устраивали студии, для нас было важно организовать несколько таких площадок, где дети смогут выбирать, что им хочется делать, и чтобы они сами могли сделать себе праздник. И они здорово себя показали»

«В начале было заметно, что между детишками есть напряжение, как будто они очень долго находятся в одном лагере. Разделение на одну и другую часть. А в конце, в процессе, в какой-то степени благодаря концерту, все уже взаимодействовали, и было не так важно. Они находились за общим столом, несмотря на «лагеря». Нам удалось донести, что сейчас мы здесь вместе, и давайте делать то что нам хочется»
«Мне понравилась работа Саши, как она организовывала пространство вокруг себя, и работа Марины, как она могла решать эти конфликты как психолог, который уважает и признает любые чувства, и показывает что с ними можно быть. За три дня готовности поговорить не возникло, но они могли все делать вместе. Я кайфовала от работы девчонок!»

«А Света – это самый мягкий организатор, и она очень о нас заботилась»

«В самом начале мы говорили о том, что будем делать. Я хотела вести творческую студию. В первый же день я столкнулась с большим количеством детей, но мы друг друга заменяли, перемещались в разные места»

«И конечно очень помогал момент, когда к нам приходили еще люди – Раду, Паша, Юля, Олеся – это был час, но это было переключение не только для детей, но и для меня. Ты постоянно вовлечен, но когда она приходила, это немного становилось легче. В этот час мне не надо было нести ответственность, и для меня это было важно»
«Массу материальных вещей им и так привозят, подарки. А вот именно такой организации – что пришел взрослый человек, и он включается в игру, помогает им организоваться. Они как будто бы ощущают, что мы на равных. Важно не что-то материальное, а дарить им внимание, чтобы они не сидели на месте»

«Взрослые как будто бы осели, они считают, что им что-то должны сделать. А детям нравится делать самим, двигаться, и им нужны взрослые, чтобы помогать именно в самостоятельной деятельности»

«Когда ты входишь в состояние ожидания, ты уже больше не развиваешься. Дети тут как будто бы закрыты, им хочется развиваться, а как?»
«Когда закончился концерт, мы провели с ними какое-то время, ребята разошлись и мы закрыли конференц – зал, чтобы навести порядок. Помыли там все, как надо. И для меня было большое удивление, что человека 3-4-5 детей вернулись и стали нам помогать. Им просто хотелось быть рядом и что-то делать. Никуда они не спешили ни на какой ужин»

«Один мальчик говорил «ну вот вы уедете и когда вы приедете снова?» - да никогда!»

«Есть желание туда ездить с мастер-классами, даже короткими. Может быть ближе к весне»

«Чем-то позаниматься, потому что кроме занятий это опыт общения, опыт здоровых отношений. Хочется им дать здоровья в отношениях»