Наши лагеря

Дети в лучшем смысле этого слова

Человеткин попадает в настоящий большой городской двор, в котором живет много разных семей... Продолжение истории - в рассказе команды Ани Боклер о смене в Твери 3 - 8 января:

"Мы много раз были в этом ПВР и делали разные активности, и летом , и осенью. В этот раз мы делали параллельно две смены для двух возрастов. 12-13 детей были на смене постарше, и столько же детей – дошкольников. Мне было комфортнее от того, что они разделились, и не было одной разновозрастной группы. Эти подростки были у нас и летом, а дети помладше подъезжали, и даже недавно приехали новые".

"В этом ПВР достаточно приемлемые условия. Нам выделяли достаточно большое помещение под лагерь - две вместительные комнаты и фойе на этажах. Наше привычное помещение взяли под старший лагерь, а в фойе были младшие".

"По поводу общей атмосферы и динамики мне сложно сказать что-то непредвзято, потому что в Твери очень потрясающие люди находятся в ПВР. Саша говорила, что ее поразили дети своим «непопаданием в эпоху»… Это дети в лучшем смысле этого слова. Мне хотелось бы, чтобы все туда съездили и пообщались с ними".


"Вроде всем говорят, что 30 марта конец ПВР, но сертификаты на жилье никто не получил. В этот раз было намного спокойнее по атмосфере чем осенью - люди не конфликтуют, когда вот-вот надо разъехаться, хотя куда… Прошла информация, что большая часть регионов не получат скидку на покупку жилья. Я слышала, что в других регионах государство помогает арендовать жилье, но в Твери про это речи не идет".

"Субъективно я рада за конкретных людей, кому пришлось принудительно социализироваться, например я говорю про человека с особенностями развития. Я никогда не видела, чтобы люди развивались так быстро. Человек в 11 лет  из невербального смог перейти на хороший уровень коммуникации".

"Но конечно у них есть напряжение от того, что необходимо все время находиться рядом. Они продолжают говорить «Куда домой я схожу? Дома здесь нет». Но они хорошо сложились по компаниям, и это помогает".

"Осенью у большинства детей уже было по одному другу в классе. И немного грустно, что зимой у них тоже было по одному другу. И это такой друг, которому ты не рассказываешь, что ты живешь в ПВР… Мне показалось это удивительным, потому что они вообще-то так хорошо общаются…"

"Те взрослые, которые в своих городах, в своих регионах работали и не привыкли подсаживаться на выплаты до войны - они и сейчас находят возможность работать. А те, кто и так жил на выплаты, они и сейчас так живут".

"Они даже в острые моменты, конфликтные ситуации – бережно относятся друг к другу, если сравнивать с общим фоном подростковой резкости, и как они относятся к особой девочке! Иногда они подразнивают ее, но это не злость, а ирония по отношению к ситуации".

"За свой один день я заметила, что им хочется участвовать в рукоделии, но потом они очень странно «линяют», уборка это не их – «вон какие вы сильные, как вас много – вот вы и уберите». Это странно и жалко, но думаю что московские дети ведут себя так же. Были и моменты, когда они сами собирали и помогали убираться".

"Контактность и сотрудничество у них замечательные. Но конечно надо понимать, что наша зимняя смена – мы ехали на Аниных подготовленных санях. Аня постоянно поддерживает с ними контакт. Они уже были готовы ко многому".

"Получается, что мы можем уже приписать себе эти результаты? Не знаю… Вообще, когда мы приехали летом, уже было понятно, что все может получиться здорово, все люди были готовы сотрудничать".

"Но сейчас особенно было заметно, что они действуют как бодрая команда, которая много всего может - когда они выбирают, куда идти, во что играть, что делать. В целом ощущение, что вот так малыми шагами все это переходит в грандиозное действо. Если бы еще возникали местные связи, дружба и опека, то было бы совсем хорошо".



"У нас было большое событие - теневой театр. Разные мастер классы, по фенечкам и оригами. Мы делали большие игры. Тут надо заметить, что когда делишь детей на 2 команды, нужно заранее предвидеть, что будет много споров и ссор в процессе… Но это нормально. Были квесты – мы им делали, а потом они нам. Задания были например такие: спеть песню, много разных сценок, танец поросят, спеть песню от лица пельменей - они раскладывают задания в разные комнаты, а потом мы их выполняем. Приз – обнимашки".

"Когда мы приехали – дети сразу стали обниматься, это было очень неожиданно!"

"Было два театра – мы ставили спектакль по книге «Человеткин» Джулии Дональдсон. Было сложно все вырезать, но приятно, как они выделились в процессе спектакля. Они сами читали текст".

"Я был помощником в старшей группе. Я взял на себя мастер-класс по макаронам – архитектурную студию. У меня есть свой образовательный проект, архитектурная школа. Здесь тоже получилась маленькая студия про прочность, про композиции и так далее. Они делали башни. Я рассказал, что нужны узлы, что треугольники это жесткая конструкция и т.д., это было и занятие и конкурс между ребятами – высокая, жесткая конструкция, самая красивая. Но оценку я снивелировал, потому что это было уже неважно".



"У нас был ритм: утренние задачи, потом театр, потом гуляние, занятия вечером. Для меня удивительно, что они столько выдержали за целый день, столько напряженной включенности. Они друг друга знают, и все равно себя проявляют, и им интересно. Очень тактильные, и мне это досталось".

"В прошлый раз обсуждали, что была очень плотная программа, и это вело к выгоранию участников. И сейчас мы сделали программу короче, были полу пассивные вещи, и мы много гуляли".

"Новогодних персонажей им хватило до нас и без нас. Но у нас были адвенты – это была фишка смены. В начале смены мы сделали огромный адвент календарь, и на каждый день были комплименты дня, подарок дня, сюрприз дня. Мы распределили людей, и от каждого было окошко, и приятно что никто этого не проигнорировал. Еще мы сделали большой почтовый ящик, и каждый фитбек мы могли разбирать почту, и люди включили Почтовый ящик в «Тайного друга».



"Мне достался пятый этаж, я делала младшую смену. Эти люди приехали позже, вообще была некая последовательность приезда, это плюс и минус. Есть конкуренция между этажами, но есть и сплоченность одного этажа. И между детьми и между взрослыми это как-то все варится…"

"Я намерено надеваю на себя такую маску «я ничего не понимаю, что у вас тут происходит». И когда мы ходили калядовать, взрослые говорили мне «не надо туда ходить». Но из комнат стали выходить бабушки и тетушки и говорить почему вы к нам не зашли! Все стали сыпать монетки, конфетки, все впали в раж… И вдруг все сказали: давайте калядовать этому мужчине! А оказалось это индус, это было забавно, он ничего не понимал. Но они все его хорошо знают, тк он один из управляющих гостиницей".

"(Чудесные управляющие – два индуса, которые сами когда-то приехали в Россию и зависли тут. Сладкие люди, постоянно что-то дарят, за свои средства они что-то покупают. Он идет по коридору, и все к нему тянутся)".

"Я такой наивный, ничего не понимающий человек, который вбрасывает формы, которые перемешивают людей – что-то получается, что-то не получается.

Домашний театр – это на левой коленке ты тыкнул, и тут же показываешь. Приходят родители, ставят кресла… Это была просто тусовка! Мамы вписывались все сильнее и сильнее, и на третий день уже дети разбегались, и мамы все шили и шили. Это для меня показатель, что мы раскачали людей. И даже все стычки - это просто части процесса.
Я почувствовала себя как в детстве, в такой дворовой жизни. Конечно есть свои герои, свои лидеры, свои изгои. Как во дворе, расходится всякая новость. Только я выйду, как новость распространяется! Мне очень близка работа в такой культуре, когда все происходит в моменте.

Почти в каждой комнате есть животные, и не по одному. Хотя это крошечные комнатушки! И котята, и кошки и собаки! Иногда семьям дают много комнат, и складывается иллюзия большого пространства, и они берут себе животных!

Я никого не спрашивала, из каких они городов, какие истории. Когда мы ходили по комнатам, какие-то люди могли обмолвиться, что к ним и раньше, дома, ходили. А одна женщина стала колядку петь на украинском.

Они принесли с собой какую-то культуру общения. Сила объединения и сила разъединения они равны. Чтобы с кем-то объединиться, надо от кого-то отъединиться. Это реально дворовые отношения!"



"Про каток. Много кто первый раз стал на коньки, но многие пробовали ролики. За час они встали и начали без поддержки кататься! Для них это было большущее событие. Сами до нас не ходили -не такое уж известное место, родители просто не знали, сколько это стоит, и что это можно".

"Отдельная тема с катанием с горок, там же огромные берега Волги! Сначала мы пришли маленькой группой с ватрушкой, а там если сильно разогнаться, ты сразу улетаешь в пруд, который тогда еще не замерз - и мы всей толпой их ловили".

"Интересно, что осенью все жестко критиковали климат, а сейчас произошло принятие: все кайфуют, что есть снег, делали крепости, снеговиков".

"На катке мы сразу сказали, что у нас есть деньги только на детей. И меня приятно удивило, что многие взрослые пошли с нами за свой счет, это 350 рублей. Так что это не потребительство".

"У нас есть с ними общение в чате, обсуждали ожидания на лагерь. Люди хотели больше всего гулять и заниматься кулинарией. Каток – это тоже от них пожелание".



"Видно, что у них такая культурная движуха, там много всего происходило в театрах, в ДК. Это все время всплывает в разговорах".

"Мне кажется, что самое важное в фитбеке - сказать, что тебе не нравится. И они это говорили. Не было барьера, отмечалось что хотелось бы поменять".

"Было опасение, что новогодняя смена сопряжена с подарками и материальными ценностями, и максимально не хотелось себя с этим ассоциировать. Было радостно, что удалось ничего не купить".

"Нас не спрашивали а что вы привезли, а что вы нам дадите?"

"Я случайно слышала, что девочка спросила, можно ли купить ледянку. А ты спокойно ответила, что на это мы не можем выделить денег, и это было воспринято нормально".

"Они не подсели на наши деньги и на то, что мы это сделаем за вас".



"Кроме теневого театра, в один из последних дней был большой концерт и театр. Мы это пустили слишком на самоуправление, просто сказали, что будет концерт и можно заявить и подготовить выступления. Мне понравилась динамика – сначала все переругались, мы ушли пить кофе, и они все сами организовали. Это был спектакль на 6 отделений!"

"Они раз-раз-раз и собрались, у нас были сани, и они сделали из них карету, я даже позаимствовала это и показала своим ученикам!"


Финансовый отчет об этой смене можно посмотреть здесь