«Летом в ПВР было мало народу, и это выглядело как отток, но осенью приехало очень много новичков, например плюс этаж цыган из Курской области, и люди из Шебекино. Ну и постоянно там живут люди из Украины и из Газы. Из Украины в основном все с марта 2022 года, не уезжают, потому что есть такая возможность жить, не снимать жилье. Дома они жили в худших условиях – и быт, и театры, музеи. Это Мариуполь, Рубежное, Бахмут».
«В Твери остались 4 ПВР. Про возвращение мне не очень понятно, они приехали сколько-то лет назад, и они пытаются выстроить свой быт. Как было год назад, так и осталось. У взрослых горизонт планирования – здесь и сейчас, что-то добыть, проснуться завтра.
Особо мало что изменилось, постоянно они вызывают полицию на бытовые разборки, и удивительно, но полиция приезжает и устраивает настоящую медиацию. Ну а что, все это пьющие и горячие по менталитету люди».
«Из Газы люди живут совершенно отдельно. Я сделала оригами для мальчика, потому что об этом меня попросила его бабушка. Она не говорит по-английски, вбивает в гугл переводчик и переводит на русский. Их примерно 12 человек, это все одна большая семья. Они остаются в России».
«В Твери остались 4 ПВР. Про возвращение мне не очень понятно, они приехали сколько-то лет назад, и они пытаются выстроить свой быт. Как было год назад, так и осталось. У взрослых горизонт планирования – здесь и сейчас, что-то добыть, проснуться завтра.
Особо мало что изменилось, постоянно они вызывают полицию на бытовые разборки, и удивительно, но полиция приезжает и устраивает настоящую медиацию. Ну а что, все это пьющие и горячие по менталитету люди».
«Из Газы люди живут совершенно отдельно. Я сделала оригами для мальчика, потому что об этом меня попросила его бабушка. Она не говорит по-английски, вбивает в гугл переводчик и переводит на русский. Их примерно 12 человек, это все одна большая семья. Они остаются в России».
«Беженцы» про них говорят часто, например когда приезжают официальные волонтеры. А мы говорим: «Привет, дети, пойдем на фонтан!»
«Да, волонтеры постоянно приезжают, например кукольные театры от баптистов приезжают чуть ли не каждые несколько недель, они же привозят подарки. Приезжают от ЕР волонтеры с подарками, вещами. Много приезжает людей с материальными благами, и мне кажется, что это очень плохо для всех».
«А с нами стал ездить друг Саши Левиной, он ведет бокс для пенсионеров и детей».
«Я была на этаже, где живут дети младшего возраста, они очень много проводят времени друг с другом (так совпало, что этаж приехал позже, и там более маленькие дети)».
«Люди работают в сфере обслуживания, мерчендайзеры в магазинах, подсобная работа. В школе складывается плохо у тех, кто не было социализирован до России и так. Не чувствуется межнационального разделения».
«У меня не произошло в голове какой-то перемены за эти годы, мне изначально казалось и сейчас кажется, что там много детей с супер искаженной социалкой, и можно немного вытянуть».
«Сработало то, что мы встретились в начале войны, и был люфт доверия. Там было немало детей около 10 лет, которые вообще нигде не учились, и здорово что мы их зацепили».
«А с нами стал ездить друг Саши Левиной, он ведет бокс для пенсионеров и детей».
«Я была на этаже, где живут дети младшего возраста, они очень много проводят времени друг с другом (так совпало, что этаж приехал позже, и там более маленькие дети)».
«Люди работают в сфере обслуживания, мерчендайзеры в магазинах, подсобная работа. В школе складывается плохо у тех, кто не было социализирован до России и так. Не чувствуется межнационального разделения».
«У меня не произошло в голове какой-то перемены за эти годы, мне изначально казалось и сейчас кажется, что там много детей с супер искаженной социалкой, и можно немного вытянуть».
«Сработало то, что мы встретились в начале войны, и был люфт доверия. Там было немало детей около 10 лет, которые вообще нигде не учились, и здорово что мы их зацепили».
«У меня размыто видение этого лагеря, потому что это был самый ужасный лагерь в моей жизни… Из-за социалки многих людей в этом лагере, это были какие-то частные кейсы у людей, но они ударяли по самому лагерю… А потом был хороший осенник, поэтому сейчас мне сложно вспоминать».
«В чем смысл? Являть другого взрослого, видно, что дети по-другому транслируются. Была мини миссия смешать старших и младших между собой».
«Старшие, которые там есть, выполняют какие-то родительские функции, а мы говорим: «Что вы хотите делать?» И дети такие: ВАУ».
«В чем смысл? Являть другого взрослого, видно, что дети по-другому транслируются. Была мини миссия смешать старших и младших между собой».
«Старшие, которые там есть, выполняют какие-то родительские функции, а мы говорим: «Что вы хотите делать?» И дети такие: ВАУ».
«Изначально мы хотели посвятить смену «школе ведения» – это когда подросшие люди учатся ценностям и постепенно сами становятся ведущими, мы старались держать этот вектор, многие дети выросли и стали подростками. Мне хотелось сделать больше занятий, где мы будем говорить про педагогику, про ведение групп, про какие-то острые углы, про отработку этого на младших. Мы делали поход с большим блоком лидерских заданий, на педагогику, на решение каких-то социальных диллем, ходили в лес, делали на конечной станции палатку и костер».
«Каждый день были задания по «школе ведения». Была бизнес-игра, где мы пытались поговорить про работу. Там был стартовый капитал, и можно было зарабатывать деньги. Были всякие отработки школы ведения, когда старшие проводили для младших игры. Приезжал Паша и проводил круговые игры и серии разминок».
«Мы приезжаем с готовыми блоками, но потом составляем вместе расписание».
«Мы приезжаем с готовыми блоками, но потом составляем вместе расписание».
«Я ходила хвостиком за Аней, была на этаже со старшими детьми. Из очевидно зашедших и необходимых им штук – это бизнес игра, они и выросли, и есть возможность. И история с квестом для младших, мне кажется они потом готовы организовывать это еще».
«Летом они пробовали после нас делать младшим всякие истории. Во время лагеря младшие стали их воспринимать ведущими, мы их так представляли, и произошло формирование ролей, многие вещи делались потом самостоятельно».
«11, 12 и 13 лет - для этого возраста многие вещи прямо хорошо принимались и делались. В младшей группе несколько человек заканчивали сад, и до 3 класса. Есть подростки, которым ближе к 18, но они с нами не тусуются, они работают и занимаются своими делами. А есть кому по 15 лет, они не исказились слишком сильно в этом возрасте».
«Летом они пробовали после нас делать младшим всякие истории. Во время лагеря младшие стали их воспринимать ведущими, мы их так представляли, и произошло формирование ролей, многие вещи делались потом самостоятельно».
«11, 12 и 13 лет - для этого возраста многие вещи прямо хорошо принимались и делались. В младшей группе несколько человек заканчивали сад, и до 3 класса. Есть подростки, которым ближе к 18, но они с нами не тусуются, они работают и занимаются своими делами. А есть кому по 15 лет, они не исказились слишком сильно в этом возрасте».
«Мы работали с младшими, тусили с ними первые полдня. Ехали с намеченными штуками, планировали сделать спектакль, мы еще это помним, хотя это умерло в первые же секунды - запроса не было. Зато сделали чаепитие. Родилась идея делать бал, и мы делали».
«Еще у нас был мини квест, получилось вытащить детей без присмотра, их почти отпустили, хотя все равно с нами пошел один родитель, но «она просто выгуливала собаку».
«Когда мы приехали, они ревностно относились к лагерю у старших, но потом, когда старшие стали приходить как ведущие, они стали говорить – когда придет Дима и мы будем снимать фильм?»
«Был день, когда мы делали большое вечернее мероприятие со «школой ведения», было три параллельные группы – рисование, плетение, и несколько человек делали съемку фильма».
«Еще у нас был мини квест, получилось вытащить детей без присмотра, их почти отпустили, хотя все равно с нами пошел один родитель, но «она просто выгуливала собаку».
«Когда мы приехали, они ревностно относились к лагерю у старших, но потом, когда старшие стали приходить как ведущие, они стали говорить – когда придет Дима и мы будем снимать фильм?»
«Был день, когда мы делали большое вечернее мероприятие со «школой ведения», было три параллельные группы – рисование, плетение, и несколько человек делали съемку фильма».
«Вообще это был переломный момент, съемка фильма. Младшие были актерами, а старшие режиссерами, операторами и продюсерами. Рабочее название «Призраки». Это как-то вылилось в то, что у них на этаже есть бабайка, мы как-то развили эту тему, и в этом фильме они рассказывают, кто у них там живет, вымышленные персонажи».
«Очень конкретные персонажи живут в разных местах, например один чипзоид живет в лифте, есть четкая разметка пространства… С 19 до 21.00 не надо ходить в тот угол, потому что там ползает пол старушки… Это их фольклор».
«Когда обсуждали, про что снимать фильм, они предложили снимать про этих призраков. Там были сверхъестественные события, ручка сама двигается и все такое… Был организован просмотр фильма на свечке. Родители не смотрели, это было бы уже слишком круто».
«А еще Аня очень трогательно делала с ними зарядку на английском».
«Очень конкретные персонажи живут в разных местах, например один чипзоид живет в лифте, есть четкая разметка пространства… С 19 до 21.00 не надо ходить в тот угол, потому что там ползает пол старушки… Это их фольклор».
«Когда обсуждали, про что снимать фильм, они предложили снимать про этих призраков. Там были сверхъестественные события, ручка сама двигается и все такое… Был организован просмотр фильма на свечке. Родители не смотрели, это было бы уже слишком круто».
«А еще Аня очень трогательно делала с ними зарядку на английском».
«Там отлично оборудованная кухня, мы делали макароны и разную пасту, готовили что-то из десертов. Мы с младшими готовили торт и угощали родителей».
«Ходили купаться на речку. Там же Волга, можно купаться, все купаются, было очень жарко во время смены, иногда хотелось сделать занятие на берегу реки, но речка все смывала. Их некому отвести на речку, поэтому это вторглось в лагерь».
«Вообще все волнообразно, вот сейчас все хорошо…»
«Мне кажется, что это супер важно. Это можно сравнивать с любым другим зданием, где люди вынужденно живут вместе, но здесь, если так сложилось, то пусть в более менее спокойное время это продолжается. Но это не отменяет саму ситуацию, что детям нужна помощь на разных этапах жизни».
«То, что удалось и удается пока поддерживать детям немаргинальный образ жизни, то что Саша Левина постоянно устраивает их в кружки силой и не силой…»
«Дети, которые никогда не учились и отсиживались в ПВР, начали учиться и у них супер прогресс, и есть возможность приблизиться к нормотипичности во взрослом возрасте, а раньше за них было страшно».
«Многое чего поменялось и стало спокойнее за многих людей».
«Мне кажется, что это супер важно. Это можно сравнивать с любым другим зданием, где люди вынужденно живут вместе, но здесь, если так сложилось, то пусть в более менее спокойное время это продолжается. Но это не отменяет саму ситуацию, что детям нужна помощь на разных этапах жизни».
«То, что удалось и удается пока поддерживать детям немаргинальный образ жизни, то что Саша Левина постоянно устраивает их в кружки силой и не силой…»
«Дети, которые никогда не учились и отсиживались в ПВР, начали учиться и у них супер прогресс, и есть возможность приблизиться к нормотипичности во взрослом возрасте, а раньше за них было страшно».
«Многое чего поменялось и стало спокойнее за многих людей».
«Произошел такой момент, вообще ни разу не социальный: на этаж с младшими поднялись все ведущие, на каждого ребенка оказалось по взрослому. Они были так счастливы! И мы все очень счастливо провели этот час».
«Семьи разные и отношения разные, но тут пришли свободные взрослые и смотрят в ребенка: что ты хочешь? я с тобой! давай вместе!»
«Семьи разные и отношения разные, но тут пришли свободные взрослые и смотрят в ребенка: что ты хочешь? я с тобой! давай вместе!»
«Летом мне казалось, что наступила сепарация, и это было по-своему хорошо. Впервые в жизни на наши занятия могли не прийти люди, мне показалось, что это какой-то перелом - они не очень нуждаются, и это было хорошо. Но на осенний лагерь все ходили с утра до 12 вечера».
«Летом были много разных факторов, разные жизненные обстоятельства, жара… Это был опыт, что дети могли проводить время отдельно параллельно с лагерем».
«Летом были много разных факторов, разные жизненные обстоятельства, жара… Это был опыт, что дети могли проводить время отдельно параллельно с лагерем».
Финансовый отчет об этой смене см. здесь