Наши лагеря

Где Люси?

Это был самый большой и мрачный на вид ПВР за все лето. КПП, коменданты, сплошной асфальт, и даже колючая проволока по периметру… А все дело в том, что он располагается в корпусах бывшего военного общежития, и там остались старые порядки. На самом деле коменданты были поконтактнее многих директоров санаториев. Ну и плюс сработала наша супер команда – большой десант местных ребят, опытная Лена - организатор лагерей и студенческих отрядов, и группа бывалых Свободных птиц. И все получилось отлично!

Как определить Свободную птицу, правила авторской игры пензенских студенческих отрядов «Аватар» и другие подробности смены читайте в интервью команды Лены Таёкиной.

Мы стараемся не рассказывать личных историй и не публиковать личных фото участников лагерей для защиты персональных данных. Зато мы приводим фрагменты рассказа команды в виде прямой речи, которая создает эффект присутствия и позволяет хотя бы немного почувствовать, что мы делаем, и как наши планы и концепции сталкиваются с реальностью, которую никто из нас раньше даже не представлял.



Площадка и команда

«Этот ПВР огромный, расположен в Пензенском районе, 20 км от города. Там проживает на постоянной основе около 900 человек. Детей 174, в списках было заявлено 96, приходило к нам максимально 40 человек. На дискотеки больше, но я не считала, там было темно. ПВР организован в бывшем вахтовом городке - это бывшее общежитие для военных, которые обеспечивали безопасность завода».

«Там очень красивые места, сосновый бор, куда нас не выпускали, так как там нельзя выходить за территорию ПВР. 10 корпусов, большая столовая, актовый зал. Когда была жара до 36 градусов, было очень тяжело - на территории 25 чахлых березок на самом краю. Зато там есть очень много детских площадок».

«Да, большая территория, и ужасно грустно, что там нет деревьев. Забор с колючей проволокой, и ты чувствуешь себя, как в клетке».

«Дело в том, что по традиции военного общежития, там достаточно строгие правила, вход и выход по спискам. Но мы примелькались, к нам не было жесткого отношения. У всех проживающих пропуска, либо паспортный контроль. Я приходила с бейджиком и проводила того, кто к нам приезжал. Дети выходят за территорию исключительно в сопровождении родителей. Там есть коменданты городка, 4 человека, строгие, но нам они шли на встречу.  В ПВР всегда сидит милиционер, и здесь тоже. У них и до заселения туда жителей Мариуполя были такие правила. Все осталось как было».

«В плане материального обеспечения никто не жаловался. Кроме того, что девочки говорили, что привозят немодную одежду, или сотрудники разбирают одежду себе - они первые узнавали и копались в мешках и разбирали самую симпаптичную. Кормят одним и тем же, и возможно не самой здоровой едой».

«Нас было 20 человек, потом 3 человека нас покинули- Дениза с Ксюшей, и еще один молодой человек».

«Команду набирали с трудом. Поставили задачу набрать 20 человек, в основном я искала по моим личным каналам. Я когда-то состояла в организации российских студенческих отрядов, хорошо что они согласились разослать информацию. Некоторых я не брала, некоторые попали случайно. Фактически за 5 дней я решила стать директором. У нас было 15 местных ребят. Не могу сказать, что сформировалась команда. К сожалению, она разделилась на несколько частей- на людей заинтересованных и незаинтересованных. Есть девочки, которые рады, что поехали и горят этим, а некоторые спрашивали, когда деньги… Это прояснилось в процессе, потому что кого-то я просила отдохнуть, потому что нельзя 2 часа на жаре работать. А кого-то надо было вытягивать. Работали все, и достаточно качественно, но кто-то потому что хотел, а кто-то потому что я говорила. С одним из ребят пришлось расстаться, потому что он вообще не понял, зачем приехал».

«Думаю, надо делать сбор команды раньше, чтобы хотя бы за 2 недели знать, что будет смена, нужна команда. В нашем случае можно было заехать раньше на день и провести что-то типа тимбилдинга, понять зачем мы находимся, какие у нас цели и ценности. У нас это было, но более скомкано. Если бы за 3 дня команда была готова, то хотя бы 1-2 встречи до смены помогли бы работать более слаженно, определить какими сменами мы будем работать, как совмещать работу и передышки, определить кто за что будет отвечать. Ребята, спасибо, заполнили табличку, но не всегда было возможность туда смотреть. Хорошо, что были люди, у которых было желание что-то сделать».



«Если бы надо было быстро определить, кто будет хорошей «Свободной птицей», то я бы спросила, готовы ли вы работать без перерывов, с переработкой, подпрыгнуть днем и ночью, сон 5 часов в день, логистические проблемы?»

«Я для этого написала первый текст, которым я хантила людей, и сделала анкету. Я когда читаю анкету, я понимаю что за человек. Там есть пункт, готовы ли вы работать бесплатно, и я думаю много анкет остались неотправленными, когда люди доходили до этого пункта. Мы всем платим, но это отсекает тех, для кого супер мотивация - это деньги. Наша команда очень разношерстная, но для всех очень важны дети, они не воспринимают это как способ заработать».

«Они приходили сами, их не звали. Самый главный критерий, по которому мы отбираем - люди приходят сами».

«Эта смена болталась несколько месяцев, то она получалась, то не получалось. При этом, если отправлять туда команду из Москвы, то надо было 100 тысяч только на билеты. Нам очень надо было найти местную команду! Это был первый раз, когда команда собралась не только по мотивации. Лене удалось организовать команду, но это занимало больше энергии, чем обычно».

«Я провожу так индивидуальные собеседования на работе, но здесь тоже зашло бы. Создаю педагогическую ситуацию: перед вами 10 детей, они носятся и орут, что вы будете делать? И по реакции видно очень и очень многое. Правильного ответа нет, он по ситуации, но тут важно накидать вариантов. Люди либо до последнего будут стараться придумать какое-то качественное решение этого вопроса, либо будут отмалчиваться и все критиковать, говорить что так не работает. При ответе на этот вопрос, особенно командой, в целом понятно, кто твой человек, а кто не твой человек».

«Человек должен понимать собственные границы, и у него должно быть включено самосохранение, иначе его бомбанет или сейчас или потом».

«Это вопрос для классных вожатых – справится ли он с n детей n занятий и при этом не спать? Но кроме этого иногда нужно говорить с одним ребенком два часа, и после этого его жизнь меняется. Такой человек, кто на это способен, не смог бы 40 детей занимать ни при каких условиях».

«Я вижу свою задачу так, чтобы как можно лучше организовать им работу. Обеспечить отдых, сон, еду, быт, а дальше они сами будут работать».

«Я звала всех друзей, потому что у меня только такие друзья. Они классные, всех объединяет что они творческие, а это отдельная тема, они другие, думают шире и в другую сторону, общаются».  

«Я хочу сказать сразу, что я не творческий человек… Я могла бы позвать тех людей, кто хорошо общается, кто в принципе сможет работать с детьми, хотел бы он работать с людьми, которые приехали из другой страны, со своими обычаями. Я не позову просто левого человека. Одна девочка не смогла поехать, и потом она писала да зачем ты едешь, зачем тебе это надо…»

«Есть вопрос, который мы в школе задавали кандидатам в стафф: ты объявил занятие, никто не пришел, твои действия?»

«У меня было бы два вопроса: первый - что ты можешь делать? второй - вот ты сказала, что будешь учить вязанию (например), ребёнок пришёл, сказал, что это скучно, и я, мол, пойду. Что ты дальше будешь делать? Но это открытые вопросы - то есть тут надо ответы слушать».

«Рассказ о нашей смене надо назвать «Где Люси? Где Лю?» Мы сидим играем с детьми, Люси сидит в корпусе. Как только она выходит, детей нет, они сразу все бегут к ней. Не знаю почему, так получилось само собой, она их очаровала, они от нее не отлипали».



Дети и взрослые

«У детей там все в порядке, есть спортивные площадки, детские площадки. К ним регулярно кто-то приезжает, потому что у нас в области активно помогают беженцам. Можно даже сказать, что они избалованы мероприятиями и подарками. За ту неделю, что мы там были, к ним приезжали аниматоры и раздавали подарки к новому учебному году. Нам сказали - с 16 до 19 сидите у себя, отдыхайте. Это были миньоны».

«К ним приезжал даже пастор католической церкви и пел им песни Города 312! И он давал автографы на Библии!»

«Нет, пел сын пастора, он путешествуют и везде поет милые песни. Перед каждой песней какая-то притча из его жизни с поучительным концом. Всем понравилось».

«На следующий день еще люди пришли с концертом. И приходил еще в середине смены народный коллектив, мне было их так жалко, все дети играли с нами и их мало кто слушал.

В последние три дня было тяжело собрать детей, потому что у них в порядке подготовки к школе были уроки по творческому чтению - приезжали представители школы, куда поступают дети из ПВР. Это было с какой-то точки зрения необходимое учебное тестирование. Но проблема в том, что никто заранее не предупреждает, все стихийно. Это организуется комендантами, некоторые из них отвечают за снабжение, а кто-то за мероприятия».

«Первое время было так, что могла прийти мама и просто забрать ребенка с наших занятий. Они не доверяли нам детей. Хотя был плакат, кто мы такие».

«В Самаре были другие родители, они по-доброму относились и были благодарны, и спокойно отпускали к нам детей. Здесь родители очень волновались, и даже можно сказать скорее плохо относились. Причин никто не называл».

«Дети были рады, а родители избалованы приездами, говорили что вас тут таких каждую неделю 50 приезжает, вы уже ничего нового не покажете не расскажете».

«Мы говорили, что у нас нет цели чему-то новому обучить, есть цель просто повеселиться, подарить детям положительные эмоции, а вам отдых. У некоторых мнение менялось, некоторые смотрели на меня волком».

«Было странное отношение, впечатление, что нас там в принципе никто не ждал и не знал о нашем приезде, кроме комендантов. И мы сами пошли знакомиться с детьми, рассказывать кто мы что мы».

«Часть взрослых на работе в городе, часть на работе в ПВР».

«Был день независимости ДНР ЛНР, там проводился праздник, всем раздавали георгиевские ленточки, были флаги».

«К ним едут в основном организации, такие организации как моя обеспечивают помощь, занимаются сбором средств. Нам не один раз кидали клич, что что-то нужно. У меня 34 размер, и я отдала свои сандалики, и увидела их потом в ПВР на мальчике, это было приятно».

«Скорее всего это разнарядка, например Департамента образования. Один раз мы встретились с ребятами – волонтерами, как раз они были миньонами, они спросили  - о, вы Свободная птица, мы вас знаем! Они нас знали! Они сказали что судя по нам все понятно, что мы действительно свободная птица».

 «Когда были мероприятия, у нас всегда присутствовал Алексей, которому 33 года, рассказывал нам свои истории, историю про храм, про своего дедушку, подарил нам книжку».



Что делали

«В ПВР специфический режим, столовая рассчитана на 100 человек, поэтому они едят в 9 заходов, завтрак занимает 3 часа, потом обед 3 часа, потом ужин. При этом на приемы пищи дети приходят исключительно с родителями, потому что дети несколько раз бегали и опрокинули подносы. Поэтому мы не могли собрать детей, которые играют с нами, и централизованно отвести их покушать. Поэтому все было стихийно. Дети потихоньку собирались, и в 9.30 уже начинались занятия».

«У нас было много всего запланировано, но детям так понравились некоторые занятия, что мы по их просьбе повторяли их раз за разом. Дениза с Ксюшей делали с ними инженерные поделки, я просто ими заразилась, сфоткала себе книжку и буду делать сама. Много было фенечек, фетра, мы из него много всего наделали. У детей был запрос, можно ли это повторить, остался ли этот материал? Бисер, много лепили из пластилина».

«Я возлагала много надежд на раскраски – гиганты, это было реально круто, они зашли, но довольно специфически… У них есть такое – можем мы это забрать? Можем мы это взять? Им достаточно часто привозили что-то и делали подарки к школе, и они в принципе не испытывают недостатка в чем-то, но они хотят все забрать себе. Раскраски – гиганты планировались как командная задача, но они разрезали их и утащили к себе домой…»

«С утра как мы заманивали детей? Брали колонку и около столовой включали «Малиновую ладу», они плясали, и потом мы их забирали играть».

«Настольные игры зашли отлично, много играли в мяч. К нам приезжали мастер-классы – рисовали космос с помощью трубочки, раздувать потоки краски. И еще занимательные научные опыты –они вырезали из бумаги лотосы и все такое. Много было опытов по поводу того, если на бумажной салфетке нарисовать радугу, то она поползет вверх. И конечно топовый опыт, когда все лезет из колбы. Неньютоновская жидкость тоже зашла. Правда она не получилась».

«Дениза предложила интересный вариант веревочного курса, который включал требования к дружелюбию, как они будут друг к другу относиться».

«Делали маленький веревочный парк, но для этого было слишком жарко или слишком ветрено».

«Нам удалось привлечь даже подростковую команду, ребят от 16 до 19 лет, они нормально с нами поиграли и получили свое удовольствие».

«За лето были считаные смены, в которых участвовали подростки, и это одна из них. Самые старшие подростки есть в чате, не могу сказать что там мирная атмосфера, но они там есть, и там идет какая-то жизнь».



«Мы проводили авторскую игру от Пензенских студенческих отрядов, она называется Аватар. Мы раскрасили человек 10 вожатых, и с помощью мистических заклинаний надо было загнать их в логово и принести куски мозаики. Есть определенные команды - асболютно рандомные слова, дурацкие сочетания букв, чем смешнее тем лучше. Для каждого персонажа эти слова означают свое, для кого-то одно слово Мур означает «иди вперед», а для кого-то это означает стой и кланяйся. Необходимо выяснить, что для каждого означает его набор команд, привести в логово, и что-то оттуда достать. Изначально это было по фильму Аватар, игра может быть ночной и очень страшной. С удовольствием делюсь, эту игру можно проводить и для взрослых».

«Степу довели почти до самого логова, но он расстроился и ушел, они стояли посреди леса и не понимали, что делать дальше».

«Я видела, как дети играли сами в это, им очень зашло. Когда все были в столовой, я сидела на лавочке, и меня девочки спрашивали – скажи мне МУР и я пойду, логово у меня будет вон там, а я не могла понять!»

«Аватар - супер игра! Жаль, что мы узнали про нее так поздно, когда почти все смены прошли. Мне кажется это супер формат для пвр лагерей. и все волонтеры при деле. Всем весело. А главное, волонтеры не говорят! Можно просто молчать и ни с чем не разбираться».



«Классные были дискотеки, это было топ! Благословения на игру, которая называется джаз дэнс – запускаешь это видео на проекторе, расставляешь их всех, и это супер пупер офигенно. Даже взрослые, которые забегали посмотреть, все ли там прилично, даже они танцевали!»

Что в итоге

«Я такой человек, что я люблю чтобы все шло по плану, в этот раз все пошло не по плану, но меня особо не расстроило. Все пошло даже лучше, чем по плану. Я больше скажу, мне подарили кругляшок из картона, для кумихимо, а Люси научила меня плести шнуры, и вот который день после смены я сижу в кровати и плету шнуры».

«У нас у всех были бейджики. Когда мы уезжали, девочка ко мне подошла и говорит – я хочу такой бейджик, они так загорелись этой идеей, что теперь они будут волонтерами, что они сами будут проводить игры! И вот я слышу, что стоит девочка, ей лет 7, и она говорит: так, сейчас все идут в актовый зал, и у нас там будут игры».

«Мило и страшно было, когда они бежали за маршруткой, на которой мы уезжали».

«Я думаю, что все это очень важно, из-за того что волонтеры очень разного возраста, это не как обычные вожатые 17+, каждый мог дать детям что-то свое. Кто-то хотел дать свою долю организованности, кто-то научить, кто-то поговорить».

«Никто не ведет с ними душевных разговоров. Это же все по делу. Не думаю, что они от объективно занятых родителей видят много внимания и ласки. Поэтому если мы будем приезжать без программы, и даже если со стороны это будет выглядеть полной дурью, это будет хорошо».

«Когда я работала аниматором, я говорила, что если ребенок хочет поговорить о хомяках, я буду сидеть в ростовом зайце и говорить о хомяках».

«Мы давали им то, что они хотят - время и внимание».

«Несмотря на драконовский режим ПВР, с детьми все прошло хорошо».

«Одна девочка выдала обратную связь, что мы даже до первого уровня не дотягиваем, в лучше случае работаем на 0,5. Но мы знаем, что она ходит по ПВР в лучше случае в столовую, не знает о том, как мы действительно работаем. Мы не приняли это на свой счет, и мы ржали, давайте соберемся, хотя бы на 0,6! Я не заостряю внимание на таких вещах, но в итоге девочки рассказали, что она поменяла свое мнение, она уже не ставила оценки».