Подробности в интервью команды Жени Ройзман.
Мы стараемся не рассказывать личных историй и не публиковать личных фото участников лагерей для защиты персональных данных. Зато мы приводим фрагменты рассказа команды в виде прямой речи, которая создает эффект присутствия и позволяет хотя бы немного почувствовать, что мы делаем, и как наши планы и концепции сталкиваются с реальностью, которую никто из нас раньше даже не представлял.
Бонус –трек: Рэп «44 веселых чижа» в исполнении участников смены
Площадка и команда
«Это была гостиница почти без территории, немного хтоническая: длинные коридоры без окон, с дверью где написано Интернет, где была наша кладовка. Но при этом очень милые люди, которые включали нам неработающий холодильник в бухгалтерии. Нам разрешили сидеть внутри и шуметь возле ресепшн».
«Мы занимались в лобби гостиницы, это как школьная рекреация с диванами, и мы туда натащили столов, и еще мы занимались на заднем дворе».
«Почему нас хорошо принимала администрация? Сработал личный фактор. Большую часть времени на ресепшн работала одна женщина. Она сказала, что ей очень нравится, что мы делаем, как мы работаем, потому что она сама учительница».
«Директор ПВР тоже была очень милая. При этом нам было запрещено даже пить воду беженцев, но разрешали шуметь».
«Жили мы в другом месте, пешком больше 40 минут, или на автобусе 20. Обсуждали все по дороге, в процессе самих занятий, в момент обеда, завтрака».
«У нас была Саша, которая может загипнотизировать толпу детей. Матвей, который очень волновался, но отлично справился. Лена делала исторические штуки с сыном Пересветом 14 лет, его обожали дети и играли с ним в загадочную игру «повиси на Пересвете».
Взрослые и дети
«Детей в ПВР было 19, но по факту чуть меньше, возраст от 6-7 до 13, 10-12 ходили постоянно.
Я волновалась, что дети не придут, потому что до этого я была на смене в Московской области, где не было такой проблемы - участие было обязательно. Но мы пришли, и они нас уже ждали. Администрация ПВР сказала, что собрать детей невозможно, но по факту они это сделали».
«А мы думали, что будем караулить в столовой… Но они уже все сидели в холле. Сработало «передай другому». Саша произнесла зажигательную вступительную речь, мы поделали браслетики, и так стартовали».
«Для родителей это был скорее сюрприз, что мы приехали и чем-то с детьми занимаемся, изначально я не увидела запроса».
«Родители мягко скажем не демократические. Позиция была такая: есть люди, которые с вами чем-то занимаются, идите и занимайтесь. А дети хотели экшн, можно что-то делать наконец. Можно общаться, можно лепить…»
«Люди живут там в основном с марта – апреля. Есть Рубежное и Мариуполь, другие города. Многие ищут какую-то работу, а с другой стороны идут разговоры, возвращаться или нет. Большая часть мам и бабушек работает горничными в этой гостинице.
Мы в первый раз когда приехали и столкнулись с горничной, а она была бабушкой, и она сказала «Как же, будут они рисовать!»
«Особенной педагогической ситуации не было, с учетом того что это лето, когда обычно что кто-то из детей сидит дома. У всех разные семейные ситуации, кто-то едет на море, кто-то сидит дома. Тут скорее влияет сама гостиница, когда нет возможности выйти погулять - родители не отпускают, да там и некуда особенно пойти.
Младшие в детских садах, и видно что у них нормальная жизнь. Они называют комнату «дом», но видно что это другая ситуация».
«Родители немного растаяли к концу смены. Было бы здорово с ними разговаривать про все».
«Да, делать что-то подобное со взрослыми тоже было бы хорошо. А то у них немного едет крыша. Но помочь этому никак не удалось, так как у меня руки были заняты детьми.
Если мы говорим про обстановку, то очень большое значение имеет, что вокруг стрессованные взрослые. Культура общения в семьях более жесткая, и сказывается ситуация. Родители ведут себя местами жестче, чем могли бы».
«Дети легко погружаются в детские вещи, творчество, они могут расслабиться, а взрослым сложнее. К середине лагеря они могут улыбаться. А до этого они очень напряженные из-за того, что дети делают что-то не то, бегут, как-то не так сделают.
«Да не будут они рисовать!» Это паттерн, размазанный по всем, старше 20. Есть ощущение, что мы их немножко сдули, но пыль насядет обратно».
«С другой стороны, мы уехали, а взрослые увидели, что им нравится рисовать».
«Родители в конце концов остались довольны. Дети продолжат всем этим заниматься, это 100 процентов».
«Было состоявшееся комьюнити и у взрослых и у детей. Они все очень неверующие, в себя, в своих детей. А потом они говорили: «Ничего себе, как здорово что вы приехали, они уже так друг с другом общаются!»
«Есть женщина, которая не разговаривает вообще, она не улыбается, у нее нет мимики».
«Мы были для них таким карнавалом».
«Нам удалось убедить их, что все не зря. Они сами активно включались в те же бусинки».
«Один мальчик нарисовал на своей украинский флаг, а его папа ходит в футболке «Я русский»… Там довольно густо намешана история. Очень сложно разобраться».
«Кто-то больше ориентирован сейчас на это место, дети в детских садах, у них есть работа, медицинское обслуживание. Действительно, приходит врач и решает их вопросы, реально я видела, как приходила мед сестра.
А многие родители в подвешенном напряженном состоянии. Они из разных мест, разные ситуации, разного возраста дети. Это еще больше разбалансирует их».
Что делали
«Расписание мы вывешивали с вечера, в какой-то момент дети даже начали приходить подсматривать, что мы собираемся делать. Все дети приходили и делали одно, или кто-то жаждал делать что-то еще – тогда с ним занимался отдельно кто-то из волонтеров».
«Мы устраивали квест в парке, часть детей отпустили, а с кем-то пошли родители. Параллельно другая смена делала лагерь в другом ПВР в Твери. Они ходили в собачий приют, и мы сначала хотели с ними, но у нас так получилось, что он выпадал на следующий день после квеста, и было ощущение, что родители не захотят отпускать детей или так часто выезжать. И мы не поехали».
«Лагерь был больше про творчество. Учебное было видно, что детям не идет. Они хотели больше творить, реализовывать себя».
«Им очень здорово зашли игрушки, которые делали из скотча и бумаги».
«Я очень переживал, что что-то может не получиться, но благодаря команде все получилось, и я очень доволен. В первую очередь задача - помочь детям отвлечься от ужасной ситуации, и подарить им положительные эмоции. На мой взгляд, все получилось. Каждый раз мы делали что-то новое, дети грустными не были. Нам удалось сохранить все количество детей – участников».
«Я своему сыну говорила, что его задача – помощь волонтерам, помимо того, что он делает оригами. Спасибо за возможность участвовать несовершеннолетним, для моего сына это был прямо левел ап.
Важно общение. Он к ним близок по возрасту. Им нужен был кто-то, с кем просто можно побеситься. Им было это очень нужно, эта активность, с мамами и бабушками они не могут этого получить. Когда они поняли, что он такой же как они, это было здорово. Он привык, все окрестные дети всегда на нем висят».
«Главный герой свечек – Генри это маленький скунс, который сшит Икеей по рисункам детей. Мы передавали его друг другу, желали ему что-то. Мы с Аней еще в Павлово хотели делать такой типа дневник рефлексии. Задавали такие вопрос: Что бы ты положила в рюкзачок? Что бы ты положила в нагрудный кармашек? Что бы ты положил в мусорное ведро?
У Генри был ДР, Лена приготовила ему тортик, и все ему желали: «Желаю, чтобы у него было много друзей, и конечно золотые тачки». Это было большой мозолью, которая вовсю развернулась во время этих разговоров».
«Я везла древние игры, их не сразу поняли, но потом они зашли. Буквально когда мне надо было уже уходить, я помогала доделывать игру. Многим зашло сделать свою игру, чтобы в нее играть. Это было одновременно с общей игротекой, и кто-то выбирал современные игры, а кто-то древние.
Больше всего зашел театр теней по древнеегипетской сказке. Она хороша тем, что у нее нет конца. Это реально папирус, которому 3 тысячи лет, и он ничем не заканчивается. Детям очень нравится придумать свой конец для сказки. Они как-то договариваются, какой это будет конец. Они рисуют своих персонажей, они не обязательно древнеегипетские. Это было то что надо, особенно принцесса в башне! Сам этот необычный процесс зашел хорошо.
Мы делали браслеты. Вообще, делали не то, что я предполагала, а то что заходило детям. Все формировалось в процессе».
«Как препод я опять не реализовалась. На прошлой смене было больше запроса на личный контакт. А здесь как будто больше надо было куда-то деть руки. Мы делали книжки, которые режешь на три части, и получаются разные истории. Один ребенок даже сделал текстовую часть, что вообще было сложно предположить. Они делали это довольно увлеченно и самостоятельно».
«Мы придумали большой квест с загадками по парку. Очень классный квест, там был сюжет про космос: тебе пришло сообщение от твоего космического начальника, и ты должен делать то-то и то-то. У нас была сюжетная линия, что они прилетели на землю, и сначала им надо привыкнуть к гравитации, ну и дальше всякие задания. Мы записали голосовое сообщение и изменили голос, это было круто. Я была капитаном корабля и проигрывала записи.
Мы записали реп на 44 веселых чижа, а потом еще и сняли клип в костюмах! Взрослые реально были в восторге больше чем дети – смотри, снимают клип! Как будто приехали продюсеры, и их теперь будут крутить по всем центральным каналам. Их немного растормозило телесно, этим хотелось бы больше заниматься, потому что есть зажимы в теле по понятным причинам.
Нарисовали им большие усложненные классики. Они начали интенсивно играть, потом мы уже показали правила. Для этого не нужна мама, не нужна бабушка, это можно самому произвести.
Делали эстафеты и прыгали в мешках! Конечно, это травмоопасно, и буквально из под земли выросла бабушка и стала кричать «Влад нет!!!!»
«Твистер заходит. Научились играть в твистер лежа».
«Движение им было очень нужно. Есть ощущение, что с ними никто даже не гуляет. Взрослые заняты работой и своими штуками».
«Я в основном был саппортом, то есть на подхвате у Жени, Лены и Саши. Там был один сложный ребенок, ему например вдруг приходила идея делать шляпу, и приходилось с ним этим заниматься».
«Матвей сделал трек про чижей. Технически это было очень тяжело, мы записали три разных дорожки, потом срезали бит, наложили эффектики… Но дети с нуля сразу его прочитали, это было очень круто».
«Вообще мне показалось, что они не стеснительные. Например, на дискотеке все неплохо прошло. Они танцевали как последний раз!»
«Мы, когда писали расписание, собрали плей лист треков. Там была музыка из мультиков, и классика которая нравится нам. После 6-7 треков они стали предлагать свою музыку. Был Леша, которому 7, который прекрасно танцует, он полностью знал текст песни Зима холода… В общем, русская попса. Справедливости ради, одна из родительниц заказала популярный украинский трек, который никто из нас ничего не знал».
Что дальше
«Есть мощный запрос на репетиторов для частных занятий, они начнут этот год на класс назад. Ничего непонятно, бесконечные контрольные. Есть частная история с Артемом, мы помогаем найти консультации, запрос на поиск врачей».
«Мы дали им физическую нагрузку + понимание, что мир большой, и в нем много чего можно делать».
«Была мысль в чат кидать им какие-то задания. Например, снимите селфи, где вы все в воздухе. Но это явно надо делать не в этом чате и не так. Общение в чате возможно только с самыми старшими, а с младшими коммуникация через родителей, а они не в том состоянии, чтобы поддерживать такого рода активности. Это не должно быть дополнительной нагрузкой на них самих. Они пытаются разобраться с работой, с учебой детей, и вообще с жизнью».
«Можно условно раз в месяц по очереди приезжать и что-то с ними делать. Что-то такое же для мелких, чтобы просто поговорить, поделать вместе. А те, кто может сам онлайн заходить – там можно делать какие-то онлайн встречи. Но чтобы от родителей требовалось только чтобы ребенок сел за гаджет. По крайней мере дети будут заняты, час времени у родителей будет свободным».
«Если мы хотим построить зум-созвоны, для этого должен кто-то приехать и все показать, по сути они не очень это и умеют. Должен быть какой-то взрослый там, кто проконтролирует, что они скачают зум и научатся им пользоваться».
«Это и есть то самое нормальное общение. Я напитывалась огненным общением!»
«Они после нашего отъезда продолжили всем этим заниматься. Мы им показали, что они могут делать. Разные варианты, что вообще можно делать. Из бумаги, фломастеров и скотча можно сделать много всего!»
«Это было для них ценно, и родителям дало возможность увидеть, что дети действительно этого хотят. Бабушка одного из детей пришла и принесла книжки – раскраски для всех. Почему она раньше этого не делала? Это небольшие моменты, но из них складывается общая картина».